Роспись мебели — История

Роспись мебели

Изготовление и роспись мебели – это отдельный раздел декоративно-прикладного искусства, имеющий свою историю развития. Искусство художественной росписи мебели всегда было тесно связано с архитектурой, живописью и с социально-бытовыми особенностями времени.

Тем самым, мебельное искусство отражало особенности эпохи. Поэтому, мы легко сможем отличить древнеегипетский стул, с ножками в виде львиных лап и характерным рисунком росписи, от стула в стиле модерн с причудливым цветочным орнаментом и изящной ковкой.

Первые предметы мебели из дерева, такие как стул со спинкой, скамейка, ложе и др., зародились в Древнем Египте. Благодаря обычаю египтян класть различные предметы быта в захоронения фараонов и знатных людей, до нас дошли многие образцы мебели. Так, при открытии гробницы Тутанхамона в 1922 г., было найдено множество предметов быта и мебели.

Орнаменты росписи деревянной мебели (скарабей, лотос, солярные знаки) имели символическое значение. Роспись была коврового характера. Цвета применяли яркие и контрастные (красный, желтый, черный, зеленый). Широко использовали инкрустации золотом и драгоценными камнями.

Во времена Античности была популярна художественная роспись различных ларей. Но до наших дней сохранилось очень мало образцов античной росписи деревянной мебели. Древние греки придумали дифф – складной низкий стул без спинки. В росписи преобладали разнообразные растительные и зооморфные мотивы.

Так, например, в Древней Греции были очень распространены изображения морских обитателей. Широко применяли различные инкрустации. Мебель Древнего Рима была богато украшена росписями и резьбой. Так как римляне были воинственным народом, в росписи мебели преобладали батальные сюжеты. Характерной формой была небольшая скамья – бицеллиум.

В Западной Европе периода Средневековья, изготовление и роспись деревянной мебели, носили исключительно народный характер. Основной формой был сундук, который использовался не только как хранитель вещей, но и как стол, стул и даже кровать. Художественная роспись мебели имела суровый характер и была минимальной. С 13в. стали появляться готические мотивы.

Высокие спинки стульев и кроватей богато украшали резьбой. Мебель стала избавляться от тяжеловесности романского стиля и становиться легче, ажурней. В росписи деревянной мебели появлялись сцены бытового характера.

В эпоху Ренессанса заметен рост мебельного производства. Появляются новые типы мебели, например, бюро-конторка. Роспись становится очень изысканной и разнообразной. Появляется обивка мебели кожей и гобеленами. В Италии возникает новый способ декорирования – интарсия (деревянная инкрустация).

С приходом стиля барокко, в 17в., роспись мебели становится предельно перегружена различными образами купидонов, амурчиков, наяд, грифонов и сложными, закрученными растительными орнаментами. В декоре применяли большое количество позолоты. Мебель в стиле Людовика 14, становится ведущей в Европе. Она проста по форме, но чрезмерно перегружена деталями.

В росписи также популярны были изображения пышных листьев аканта, лавровых венков. Постепенно стиль барокко перешел в более спокойный, но очень причудливый стиль рококо. Для художественной росписи этого периода характерна ассиметрия и отсутствие прямых линий. Излюбленный мотив росписи – раковина. Цвета росписи мебели были пастельных тонов (светло-зеленый, белый, голубой, розовый, бежевый) с более сдержанной позолотой.

С 18в. главенствующим стилем в художественной росписи и обработке мебели становится классицизм. Для него характерна четкость линий, симметрия и минимализм деталей. В росписи мебели важно было подчеркнуть конструкцию предмета, а не закрыть ее множеством элементов, как в барокко. В качестве украшения было популярно маркетри (мозаика из разных пород дерева). Выдающими мебельными мастерами того периода были – Жакоб, Ризенер.

В начале 19в. появляется более простая и скромная мебель стиля бидермейер. Это мебель небольших размеров с плавными формами. Главным принципом было удобство. Поэтому декор и роспись мебели были минимальны. В качестве обивки чаще применяли ситец. С середины 19в. возникает эклектизм (смешение стилей). Становятся модными восточные мотивы, возврат к рококо и мн.др. С конца 19в. в художественной росписи мебели появляется стиль модерн. В этот период происходит поиск новых форм мебели и способов декорирования. В росписи главенствует принцип свободы и ассиметрии.

В 20в. происходит смешение стилей. На смену модерну приходит конструктивизм, минимализм и т.д. Художественная роспись мебели начинает уменьшаться и, постепенно, совсем исчезает, т.к. мебель становится предельно простых форм.

В наше время мы можем наблюдать новый расцвет искусства росписи мебели. Уникальная авторская мебель становится все популярней. Сейчас нет какого-либо общего стиля. Роспись мебели делают всеми возможными видами и стилями. Кто-то любит античные орнаменты, а кто-то городецкую роспись. Поэтому, сегодня художественная роспись деревянной мебели является свободным искусством, не ограниченным стилевыми условностями.

Смотрите также

Преимущества профессиональной уборки

На сегодняшний день постепенно растет уровень запросов населения, что обусловлено стремлением к более качественной и …