Роспись мебели — История

Роспись мебели

Изготовление и роспись мебели – это отдельный раздел декоративно-прикладного искусства, имеющий свою историю развития. Искусство художественной росписи мебели всегда было тесно связано с архитектурой, живописью и с социально-бытовыми особенностями времени.

Тем самым, мебельное искусство отражало особенности эпохи. Поэтому, мы легко сможем отличить древнеегипетский стул, с ножками в виде львиных лап и характерным рисунком росписи, от стула в стиле модерн с причудливым цветочным орнаментом и изящной ковкой.

Первые предметы мебели из дерева, такие как стул со спинкой, скамейка, ложе и др., зародились в Древнем Египте. Благодаря обычаю египтян класть различные предметы быта в захоронения фараонов и знатных людей, до нас дошли многие образцы мебели. Так, при открытии гробницы Тутанхамона в 1922 г., было найдено множество предметов быта и мебели.

Орнаменты росписи деревянной мебели (скарабей, лотос, солярные знаки) имели символическое значение. Роспись была коврового характера. Цвета применяли яркие и контрастные (красный, желтый, черный, зеленый). Широко использовали инкрустации золотом и драгоценными камнями.

Во времена Античности была популярна художественная роспись различных ларей. Но до наших дней сохранилось очень мало образцов античной росписи деревянной мебели. Древние греки придумали дифф – складной низкий стул без спинки. В росписи преобладали разнообразные растительные и зооморфные мотивы.

Так, например, в Древней Греции были очень распространены изображения морских обитателей. Широко применяли различные инкрустации. Мебель Древнего Рима была богато украшена росписями и резьбой. Так как римляне были воинственным народом, в росписи мебели преобладали батальные сюжеты. Характерной формой была небольшая скамья – бицеллиум.

В Западной Европе периода Средневековья, изготовление и роспись деревянной мебели, носили исключительно народный характер. Основной формой был сундук, который использовался не только как хранитель вещей, но и как стол, стул и даже кровать. Художественная роспись мебели имела суровый характер и была минимальной. С 13в. стали появляться готические мотивы.

Высокие спинки стульев и кроватей богато украшали резьбой. Мебель стала избавляться от тяжеловесности романского стиля и становиться легче, ажурней. В росписи деревянной мебели появлялись сцены бытового характера.

В эпоху Ренессанса заметен рост мебельного производства. Появляются новые типы мебели, например, бюро-конторка. Роспись становится очень изысканной и разнообразной. Появляется обивка мебели кожей и гобеленами. В Италии возникает новый способ декорирования – интарсия (деревянная инкрустация).

С приходом стиля барокко, в 17в., роспись мебели становится предельно перегружена различными образами купидонов, амурчиков, наяд, грифонов и сложными, закрученными растительными орнаментами. В декоре применяли большое количество позолоты. Мебель в стиле Людовика 14, становится ведущей в Европе. Она проста по форме, но чрезмерно перегружена деталями.

В росписи также популярны были изображения пышных листьев аканта, лавровых венков. Постепенно стиль барокко перешел в более спокойный, но очень причудливый стиль рококо. Для художественной росписи этого периода характерна ассиметрия и отсутствие прямых линий. Излюбленный мотив росписи – раковина. Цвета росписи мебели были пастельных тонов (светло-зеленый, белый, голубой, розовый, бежевый) с более сдержанной позолотой.

С 18в. главенствующим стилем в художественной росписи и обработке мебели становится классицизм. Для него характерна четкость линий, симметрия и минимализм деталей. В росписи мебели важно было подчеркнуть конструкцию предмета, а не закрыть ее множеством элементов, как в барокко. В качестве украшения было популярно маркетри (мозаика из разных пород дерева). Выдающими мебельными мастерами того периода были – Жакоб, Ризенер.

В начале 19в. появляется более простая и скромная мебель стиля бидермейер. Это мебель небольших размеров с плавными формами. Главным принципом было удобство. Поэтому декор и роспись мебели были минимальны. В качестве обивки чаще применяли ситец. С середины 19в. возникает эклектизм (смешение стилей). Становятся модными восточные мотивы, возврат к рококо и мн.др. С конца 19в. в художественной росписи мебели появляется стиль модерн. В этот период происходит поиск новых форм мебели и способов декорирования. В росписи главенствует принцип свободы и ассиметрии.

В 20в. происходит смешение стилей. На смену модерну приходит конструктивизм, минимализм и т.д. Художественная роспись мебели начинает уменьшаться и, постепенно, совсем исчезает, т.к. мебель становится предельно простых форм.

В наше время мы можем наблюдать новый расцвет искусства росписи мебели. Уникальная авторская мебель становится все популярней. Сейчас нет какого-либо общего стиля. Роспись мебели делают всеми возможными видами и стилями. Кто-то любит античные орнаменты, а кто-то городецкую роспись. Поэтому, сегодня художественная роспись деревянной мебели является свободным искусством, не ограниченным стилевыми условностями.